КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Оказова З.П.
В современных условиях компетентностный подход приобретает дискуссионный проблемный характер, что обуславливается существующим разрывом между теорией и практикой компетентностного подхода, неготовностью ряда педагогов к воспроизводству новой модели образовательной подготовки, а также наличием расхождений в определении сущности понятий «компетенция» и «компетентность». Все это совокупно снижает общую эффективность компетентностного подхода и одновременно с этим не отражает реальное состояние и перспективы его развития. Цель. Цель работы: произвести комплексный теоретико-исследовательский анализ современного состояния компетентностного подхода в образовании и выявить его ключевые особенности. Материалы и методы. Исследование базируется на открытых данных: научных публикациях, информационных ресурсах в сети Интернет, электронных сетевых издательств. В исследовании применены методы анализа, синтеза, обобщения, сопоставления, а также контент-анализа, совокупно позволившие достичь поставленной цели исследования. Результаты. Проанализирована основная сущность компетентностного подхода, раскрыт его проблемно-ориентированный характер, выявлены преимущества компетентностного подхода в сравнение с традиционной знаниевой системой подготовки специалистов. Определено, что ключевым отличием компетентности от компетенции является наличие опыта практического применения всех тех аспектов, которые закладываются в понятие «компетенция». В результате исследования обобщаются современные достоинства и недостатки компетентностной парадигмы обучения, выявляются ключевые особенности компетентностного подхода, связанные со становлением новейшей результативно-оценочной системы, в которой компетенция отражает результат подготовки специалиста. Научная новизна. Обоснованы место и роль компетентностного подхода в подготовке специалиста, основанные на выявлении характерных черт компетенций. Кроме того, актуализируются основные практически значимые элементы компетентностного подхода, закладывающиеся на уровне стандартов об образовании. Практическая значимость. Результаты исследования могут стать основой для выявления наиболее оптимальных средств, способов и направлений нивелирования недостатков компетентностного подхода в образовании с целью их проработки в векторе практико-ориентированной применимости.
компетентность, компетенции, компетентностная модель, специалист, формирование компетенций, компетентностный подход, образовательная система, образовательная подготовка
Оказова З.П. Компетентностный подход в современном образовании // Прогрессивная педагогика. 2021. № 3. С. 16–26.