КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Назаров И.Н.
Антропология современного образования предстает как высшая ценность образовательной парадигмы, являющаяся элементом передачи культуры человека, развития человеческих ценностей в современной человеческой реальности. Несмотря на особую значимость антропологии образования, характер раскрытия её сущности и содержания все еще остается дискуссионным, что объясняется широким множеством входящих в антропологию современного образования понятий и подходов. Цель. Целью статьи является проведение комплексного теоретического анализа концептуальных основ антропологии современного образования и выявление характерных особенностей течения данных процессов. Материалы и методы. Материалами к исследованию стали различные научные публикации в области заявленной тематики, преимущественно отечественных авторов, раскрывающие сущность антропологии образования как явления, его взаимосвязанность с философией образования, наукой и культурой. Основными методами, задействованными в ходе исследования, являются: теоретический анализ и синтез, контент-анализ, сравнение, обобщение, индуктивный и дедуктивный методы, литературный обзор. Результаты. Охарактеризована сущность антропологии образования, приведены характеристики двух взаимосвязанных подходов к раскрытию содержания антропологии образования. Охарактеризованы основные принципы антропологического познания человеческой сущности при построении современных траекторий развития систем воспитания. Подчеркивается особый характер антропологии образования на уровне развития таких качеств человека, как самоанализ, рефлексия, самообучение. Научная новизна. Обоснованы теоретические основы антропологии современного образования, а также определены основные качества человека в современных условиях его бытия. Практическая значимость. Представленные результаты исследования могут быть использованы в качестве основы дальнейшего объединения и оптимизации антропологической теории современного образования.
философия и образование, личность человека в образовании, антропология, человек, воспитание, саморазвитие, человеческая сущность
Назаров И.Н. Концептуальные основы антропологии современного образования // Прогрессивная педагогика. 2021. № 2. С. 48–58.