ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Жуков В.М.
Вопросы развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России в условиях возросших угроз для общества приобретают проблемный характер. Профессиональная идентичность становится компонентом, обеспечивающим реальное восприятие будущей профессии и отнесения к социально-профессиональной группе сотрудников правоохранительных органов. Становление профессиональной идентичности выражает стремление к развитию и самосовершенствованию, готовность разрешения нестандартных ситуаций со стороны будущего сотрудника МВД. Цель. Целью статьи является проведение комплексного анализа процесса становления профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России и выявление характерных методов её формирования. Материалы и методы. В качестве основных материалов исследования выступили практико-ориентированные и теоретические научные исследования различных авторов. В работе использованы методы анализа и синтеза, сравнения, обобщения, контент-анализа, сопоставления. Результаты. Были проанализированы группы факторов, формирующих профессиональную идентичность курсантов МВД, описано содержание понятия «профессиональная идентичность». Подчеркнута основополагающая роль педагогических условий в становлении профессиональной идентичности, а также выявлены базовые компоненты системы образовательной подготовки, способствующие её развитию на современном этапе. Научная новизна. Обоснованы обобщающие характеристики формирования педагогических условий развития профессиональной идентичности курсантов МВД, к которым были отнесены: содержательные аспекты образования, вопросы внедрения дополнительных учебных дисциплин, а также используемые методы, приемы и технологии подготовки. Практическая значимость. Теоретические результаты исследования могут стать основанием для их будущей детализации и уточнения с последующим экспериментальным внедрением в образовательную практику.
сотрудник МВД, профессиональное воспитание, практика курсанта МВД, профессиональное развитие, профессиональная идентичность курсанта, педагогические условия
Жуков В.М. Педагогические условия развития профессиональной идентичности курсантов образовательных организаций системы МВД России // Прогрессивная педагогика. 2021. № 1. С. 5–15.