ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Макарова И.А., Бадалян Ю.В., Иванова Е.А.
Повышение качества образования напрямую связано с возможностями развития педагогов, обеспечением их готовности к работе в особых образовательных условиях, отвечающих требованиям инклюзивного образования. В вопросах формирования инклюзивной готовности будущих педагогов на базе высших учебных заведений возникают множественные противоречия, устранение которых становится первоочередным этапом развития систем обучения специалистов, готовых к реализации трудовых функций с учетом требований инклюзивного образования. Цель. Цель статьи: предложить педагогические условия формирования инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования. Материалы и методы. Материалами для организации исследования выступили: теоретические и практико-ориентированные источники информации, опубликованные в открытом доступе, а также практический опыт авторов. Основными методами исследования являются: контент-анализ, сравнение, компилирование, обобщение, классификация, прогнозирование и наблюдение, синтез. Результаты. Рассмотрены подходы к определению содержания понятия «инклюзивная готовность» в работах различных авторов. На основе результатов анализа и сравнения приведена собственная характеристика инклюзивной готовности педагога, под которой понимается степень формирования ключевых компетенций в области организации взаимодействия с родителями, обучающимися, руководством, др. институтами и субъектами в сфере инклюзивного образования, способность формировать, развивать, обновлять, реализовывать управленческие функции в отношение инклюзивной образовательной среды. Обоснованы следующие педагогические условия формирования инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: учет когнитивного, эмоционального, мотивационно-конативного, коммуникативного и рефлексивного компонентов формирования компетенций, включение идей, ценностей и принципов инклюзивного образования в содержание обучения, использование в качестве одного из средств обучения специализированного эмоционально окрашенного яркого материала, раскрывающего содержание и принципы обучения детей с особыми образовательными потребностями и др. Подчеркивается, что апробация данных педагогических условий в практику обучения будущих педагогов становится первичной основой, обеспечивающей формирование их инклюзивной готовности. Научная новизна. Обоснован ряд педагогических условий формирования инклюзивности будущих педагогов на базе высших образовательных организаций. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны студентам, магистрантам, аспирантам – будущим педагогам – при обучении по педагогическому профилю подготовки.
инклюзивная готовность, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная среда, будущие педагоги, особые образовательные потребности
Макарова И.А., Бадалян Ю.В., Иванова Е.А. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования // Прогрессивная педагогика. 2021. № 4. С. 53–66.