ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Бурдейная М.Н.
Вопросы проектирования педагогического дизайна, направленного на повышение эффективности организации учебного процесса, имеет высокую актуальность и практическую значимость. Однако для достижения позитивных эффектов требуется обеспечение необходимых теоретических основ проектирования по принципам педагогического дизайна, направленных как минимум на цикличное воспроизводство внутренних элементов педагогической системы с упором на эффективность организации учебного процесса. Цель. Цель статьи: произвести анализ педагогического дизайна как инструмента управления и повышения эффективности организации учебного процесса. Материалы и методы. Материалами к исследованию стали практический опыт и результаты наблюдений автора, открытые источники информации, превалирующее значение среди которых отводится научным работам различных исследователей. Методами исследования стали: сравнение, обобщение, анализ и синтез, дедукция и индукция, сопоставление. Результаты. Проанализирована сущностная характеристика понятия «педагогический дизайн», представлена внутренняя структура и раскрыто содержание входящих элементов. Подчеркнута высокая роль педагогического дизайна при проектировании учебно-воспитательных систем, выраженная в возможности подбора всех внутренних компонентов системы и обеспечения их взаимосвязи в векторе достижения поставленных учебных целей. Представлены и обоснованы следующие элементы педагогического дизайна, направленные на повышение эффективности организации учебного процесса: целеполагание, содержание и материалы, методы и средства, дидактический материал, контроль и коррекция, рефлексия. Научная новизна. Обоснован механизм педагогического дизайна, направленный на цикличное воспроизводство проектировочных функций педагога, связанный с эффективным проектированием состояния учебной системы, подбором внутренних компонентов, позволяющих повысить эффективность организации учебного процесса. Практическая значимость. Результаты анализа могут быть применены с целью создания модели педагогического дизайна и её практической апробации, реализации проектировочных функций педагога, последующим воплощением результатов в педагогическую практику для увеличения общей эффективности организации учебного процесса.
педагогический дизайн, учебный процесс, педагогические инструменты, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, эффективность организации учебного процесса
Бурдейная М.Н. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса // Прогрессивная педагогика. 2021. № 3. С. 49–59.