РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ

Абдуллоев Д.А.
Процесс формирования логического мышления учащихся начальных классов представляется как один из наиболее сложных видов деятельности, от эффективности организации которого в будущие периоды будет зависеть становление и развитие мыслительных процессов. Это объясняется тем, что именно в период младшего школьного возраста закладываются основы развития логического мышления детей, устанавливаются основные формы словесно-логических операций, тесно переплетающихся с процессом решения текстовых задач. Цель. Цель статьи: обосновать возможности развития логического мышления учащихся начальных классов в процессе решения текстовых задач по математике и выявить перспективы их применения в учебном процессе. Материалы и методы. В качестве материалов к исследованию выступили как теоретические, так и практико-ориентированные работы других авторов из области заявленной проблематики исследования. Ключевыми методами стали: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, сопоставление, контент-анализ. Результаты. Проанализирована сущность процессов становления логического мышления за счет использования текстовых задач по математике. Выявлены основные перспективы использования текстовых задач при развитии логического мышления учащихся начальных классов, в основу чего положено три направления организации: создание учебной ситуации (наполнение контекстом), стимулирование активной деятельности, воздействие на необходимость задействования логических операций. В результате исследования приводится обобщенный перечень перспектив применения текстовых задач по математике для развития логического мышления учащихся начальных классов. Научная новизна. Предложены педагогические условия развития логического мышления учащихся начальных классов в процессе решения текстовых задач по математике. Практическая значимость. Теоретические результаты проведенного исследования имеют высокую перспективу последующего расширения и создают все предпосылки к экспериментальной апробации выявленных преимуществ и возможностей развития логического мышления учащихся начальных классов в процессе решения текстовых задач по математике. Предложенные педагогические условия могут быть внедрены в реальную педагогическую практику.
логическое мышление, текстовые задачи, мыслительные операции, учащиеся начальных классов, младшие школьники, урок математики
Абдуллоев Д.А. Развитие логического мышления учащихся начальных классов в процессе решения текстовых задач по математике // Прогрессивная педагогика. 2021. № 4. С. 5–17.