ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дрозд С.А.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи приобретает особую актуальность в связи с распространенностью данного типа нарушений, высокой степенью влияния развития мелкой моторики на речевые, двигательные, когнитивные функции. Цель. Целью статьи является проведение комплексного анализа теоретических основ развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Материалы и методы. Материалами исследования стали фундаментальные труды различных авторов, а также научные публикации, направленные на обзор частных практик и отдельных аспектов работы педагога-психолога со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи при развитии мелкой моторики. Основными методами исследования стали контент-анализ, теоретическое сравнение и обобщение, сопоставление. Результаты. Проанализированы теоретические и практические основы организации работы педагога-психолога в контексте проблематики исследования. Выделены наиболее перспективные формы работы, подчеркнута ведущая роль игровых видов деятельности при организации занятий со старшими дошкольниками. Охарактеризованы уровни развития мелкой моторики, а также выявлены ключевые принципы построения деятельности педагога-психолога. Научная новизна. Уточнены ключевые особенности организации работы педагога-психолога при построении занятий со старшими дошкольниками с общими нарушениями речи по развитию мелкой моторики, среди которых можно выделить: учет принципиальной основы, необходимость использования игровых методик, важность параллельного влияния на широкий спектр психических процессов. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены с целью проведения детализированного анализа вопросов соблюдения теоретических основ в реальной практике с учетом конкретных групп детей и их индивидуальных особенностей.
мелкая моторика, ОНР, корригирование мелкой моторики, нарушение слуха, работа с детьми, развитие дошкольника.
Дрозд С.А. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Прогрессивная педагогика. 2021. № 1. С. 16–26.